Доступная среда

Баннерная сеть

Перечень объектов культурного наследия

 

№  п/п Наименование объекта Город, село Улица, № дома, местонахождение объекта
1

Храмовый комплекс:

1) Церковь ("Церковь Покрова Пресвятой Богородицы"), объект культурного наследия регионального значения, включенный в Единый государственный реестр Постановлением Законодательного собрания Челябинской области №457 от 28.01.1999 г.;

2) Церковь Рождества Христова

3) Ограда с воротами (южные и северные)

Большой Куяш ул. Ленина, 155

 

 

 

 

 

История храма в Большом Куяше

 

22 октября 2012 года состоялось освящение и установка нового купола на старинной церкви села Большой Куяш (Кунашакский район). Покровский храм был построен почти 200 лет назад в память о воинах, погибших в Отечественной войне 1812 года. Инициатором возведения каменного «исполина» стал местный помещик Турчанинов, участник войны с Наполеоном.

 

История храма в Большом Куяше

Как указано в справочниках, первое русское поселение на озере Большой Куяш (в переводе с башкирского — «круглое, как солнце») было основано выходцами из Тамбовской губернии. В 1776 году помещик А. Ф. Турчанинов купил у башкир 35 тысяч гектаров земли и привез около 15 семей. Cело Покровское располагалось на большой дороге до Екатеринбурга, рядом с городом мастеров художественного литья Каслями. Село богатело день ото дня. Здесь были свой конезавод, спиртзавод и свечная мануфактура.

Заводчики Турчаниновы построили в слободе свое летнее имение — тоже в стиле классицизма. Оно очень необычно по архитектуре — в виде буквы Е — в честь императрицы Екатерины II. В советские годы здесь располагалась школа, а сейчас — участковая больница.

Турчанинов и двое его сыновей геройски сражались с французами в 1812 году. А после окончания войны заводчик надумал в память о славной победе возвести в своей уральской вотчине чудо-храм. Еще в 1807 году в Покровском построили малую церковь Рождества Христова. Но приход был большой, места в церкви всем не хватало, и рядом возвели просторный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

На берегу озера Куяш возвели насыпной холм, на котором и строили святыню. Рядом выкопали котлован, поставили на ручье плотину, обустроили пруд, где разводили особенно ценимых гурманами-заводчи-ками речных раков. Церковь строили на пожертвования промышленников и прочих прихожан. Для этого выписали из Санкт-Петербурга зодчего — ученика знаменитого архитектора XVIII века Казакова. Строительство начали в 1812 году, а освятили храм в 1814.

Зимнее здание церкви представляло собой огромное сооружение с куполом, обнесенное деревянной изгородью на каменном фундаменте. С двух сторон, северной и южной, располагались железные ворота, с западной — большое каменное крыльцо. Через ров было переброшено два каменных моста с перилами. На колокольне было семь колоколов, самый большой из которых весил 67 пудов, малый — 12 фунтов. Храм украшали два больших позолоченных креста и богатый иконостас.

По преданию, в престольный праздник с храмовой горы стреляла большая пушка, разгонявшая злых духов и защищавшая мирян от козней лукавого.

От разрушения к возрождению

В 1937 году по указу облисполкома церковь закрыли, а село Покровское переименовали в Большой Куяш.

«Тогдашнего батюшку Киреева по доносу объявили врагом народа и арестовали, — вспоминает здешний старожил, бывший учитель истории сельской школы, а ныне пенсионер Михаил Аникин. — Красивые иконы с позолотой и утварь для богослужений погрузили в повозки и увезли в Челябинск, а богатейшую церковную библиотеку разорили, книги вывалили во двор. Я тогда был мальчишкой, увлекался чтением. Две книги — «Великий Петр I» и «Сотворение мира» на старославянском языке — взял на память. Они и сейчас для нас семейная реликвия».

По призыву комсомольцев-активистов и ярых атеистов братьев Моисеевых сбросили все семь колоколов. Их увезли на полуторке и потом переплавили. Затем принялись и за кресты…

После в помещении храма располагались попеременно школа, клуб, кинотеатр, колхозный и государственный склад, зернохранилище. Отчасти это спасло храм от полного разрушения. В настоящее время Покровская церковь восстанавливается. В прошлом году был установлен новый купол.

Это событие для жителей поистине знаковое. Церковь Покрова Божией Матери — единственная в Кунашакском районе. Разговоры о восстановлении храма шли долгие годы, но только благодаря архиепископу Челябинскому и Златоустовскому Феофану церковь получила свое второе рождение. По инициативе правящего архиерея активное возрождение святыни ведется уже полгода. Владыка старается как можно чаще бывать на стройплощадке, сам ведет переговоры с подрядчиками и каждый раз изыскивает денежные средства, либо епархии, либо свои собственные. Несмотря на все финансовые трудности, практически закончена внешняя отделка здания, внутри залит новый бетонный пол. Строители готовят стены к покраске и покрывают крышу листами железа особым способом, который дошел до нас со времен Петра I, что называется, «без единого гвоздя».

Байки и легенды Большого Куяша

В селе до сих пор ходят упорные слухи, что от разрушенной церкви под озером идет подземный ход, который выходит между деревнями Голубинка и Малый Куяш. Так ли это на самом деле или нет, никому не удалось проверить. 
Кроме того, старожилы вам расскажут, как в 1937, когда комсомольцы из Челябинска приехали в закрытую уже около года Покровскую церковь за утварью и иконами, их не оказалось на месте, они «вознеслись на небеса». По другой версии, сокровища были спрятаны в церкви, а в 1965 году под самый Новый год из Франции приезжал внук попа. За ним следили от самой Москвы и поймали в Челябинске на вокзале с полными чемоданами драгоценностей.

Несколько интересных фактов

В 2009 году рядом с развалинами храма был открыт памятник репрессированным священнослужителям. Он представляет собой монумент в виде креста на фоне солнца. Когда копали грунт под фундамент памятника, обнаружили в земле позеленевший от времени православный крест. Реликвия прошлых лет принадлежала священнику храма, арестованному и отправленному на Колыму в конце 1930-х.

Кроме усадьбы Турчаниновых (нынешней участковой больницы) и Покровской церкви, в Большом Куяше еще несколько памятников архитектуры: cтарые купеческие магазины, бывший торговый дом и здание старой земской школы.

На берегу озера Большой Куяш еще в старые времена обнаружены месторождения глины. По качеству она занимает пятое место по России.

Николай Середин, 16.08.2013.

Храм сейчас

  


Соборная мечеть с. Кунашак (Махалля Мечеть № 1018)
Первый имам-хатыб Юсупов Ульфат Абдулхаевич. В 2008 году состоялось торжественное открытие соборной мечети в селе Кунашак. 
До открытия соборной мечети в Кунашакском районе  существовала всего одна мечеть, которая не могла принять всех верующих. На данный момент в задании старой мечети находится приходская школа «Медресе» по изучению арабского языка и Корана.  Новый храм был построен в соответствии со всеми канонам ислама, кроме основного помещения для совершения религиозных таинств в мечети есть минарет. 
Так, же в мечети проходит ежедневный намаз для всех верующих нашего района и проходят различные мусульманские праздники, такие как Курбан-байрам, Ураза-байрам, бракосочетания Никах и др. религиозные и обрядовые праздники.

 

 
 
 
 
 
 

Комплекс «Скорбящей матери»

Комплекс «Скорбящей матери» (памятник культурного наследия) Памятный знак в честь войнов-земляков, погибших в годы ВОВ 1941-1945. Установлен знак 1975 году. Памятный знак расположен на улице Ленина около средней общеобразовательной школы с. Кунашак. В честь 70 десятой годовщины ВОВ, памятник потерпел реконструкцию, была добавлена стена скорби и алея героев наших земляков. Усилиями управления культуры, спорта, молодежной политики была установлена стена памяти, на которой изображены наши земляки участвующие в ВОВ на стене более 300 фотографии. Сбор информации проходил и проходит у нас в молодежном отделе при  Управлении культуры, спорта, молодежной политики и информации. Наше управление продолжает принимать фото материал от жителей нашего района. На следующий год сотрудники нашего управления культуры, спорта, молодежной политики и информации планируют продолжить стену памяти.  Так же, у памятника проходят различные культурно-массовые мероприятия такие как вечер памяти, вечер скорби, бессмертный полк и др.

 

 


Сквер и мемориал, посвященный воинам-интернационалистам, землякам, погибшим при исполнении воинского долга
 
 

7 мая в селе Кунашак Челябинской области был открыт мемориал, посвященный воинам-интернационалистам, землякам, погибшим при исполнении воинского долга.
 Сквер Памяти – это большая асфальтированная площадь с лавочками, деревьями и цветами. Венчает сквер мемориальная доска, открытая в честь земляков, погибших на полях сражений в годы Войны. Открытие сквера стало возможно при поддержке председателя Кунашакского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Рафката Нурулловича Нигаматьянова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Священный камень Махади-Таш.
 
МАХАДИ-ТАШ (Камень Махади) - Чудотворный камень, лежащий в Кунашакском районе около села Усть-Багаряк на стыке аж трех областей — Челябинской, Свердловской и Курганской (на бугре, на левом берегу р. Синары, немного выше села). Среди татарского населения все еще сохранились элементы язычества. До сих пор живут люди, которые поклоняются этому священному камню, приходя к нему молиться. Выглядит он, как лобастая известняковая глыба, изборожденная морщинами трещин. Приметна на ней и вмятина — след святого Махади.
 
О Махади говорят, что он был из татар-мишар, которые переселились в эту местность с Кавказа или Волги. Реальный это был человек или нет, сейчас установить практически невозможно. Есть также легенда, что он спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения, следы которого мы сейчас видим.
 
Раньше следы были четкими, теперь расплылись и потеряли форму, хотя если немного пофантазировать, то можно увидеть отпечатки босых ног (так положено у мусульман), отпечаток кумгана (узкогорлый кувшин с длинным носком, ручкой и крышкой, который используется при молитве), водосток и отверстия от капель воды, которые попали на камень (есть вариант, что это следы слез Махади).
 
По следам можно предположить, что обряд проходил в направлении Севера, но Ислам однозначно определяет положение молящегося лицом на Мекку, а в нашем случае это — Юг.
 
Махади-Таш - камень вызывающий дождь или священная реликвия.
 
Махади-Таш - удивительный камень с богатой историей. Существует легенда, что на этот камень прямо с неба опустился святой Махади с кувшином воды. После этого на камне остались отпечатки кувшина и стоп святого. С тех самых пор камень стал священной достопримечательностью Южного Урала.
 
Но в чем же его особенность спросите Вы? Ведь присутствие отпечатков на камне, чьих-то ног, это еще не повод причислять его к священным и тем более к уникальным объектам природы.
 
Особенность этого камня по утверждению местных жителей в том, что если попросить у него дождя - он его даст. Погода в этих краях довольно засушливая. Поэтому бывающие здесь дожди за радость. Научно не доказано, что именно камень посылает дождь. Суть дела это не меняет, у людей есть вера, а это самое главное. Тем более камень почитают с древних времен. Возможно он и вправду посылает дождь, ну или имеет еще какие-то важные свойства.
 
По крайней мере, ежегодно к камню приезжают экстрасенсы, эзотерики, шаманы и ведуньи. Они утверждают, что от Махади-Таш можно зарядиться энергией.
 
Махади-Таш - удивительный камень. Посетить это место стоит хотя бы просто из праздного любопытства. Дождь, конечно, просить не стоит, так как дороги в этих краях размывает очень сильно. Можно устроить пикник, полюбоваться камнем, рассмотреть отпечатки или прогуляться, природа здесь очень красивая.
 
 
 
 

Кунашакское сельское поселение

Кунашак

1. Памятник В.И.Ленину

2. Памятник Скорбящей матери

3. Бюст Героя Советского Союза Г.И.Баймурзина

4. Бюст Володи Ульянова

5. Мемориальная плита 1945-1995 г.г.

6. Комплекс мемориальных плит в честь воинов-интернационалистов

7. Аллея Героев

Канзафарово

1. Бюст Шарифы Тимергалиной

2. Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

д. Борисово

1. Мемориальная плита, павшим в ВОВ

 

Усть-Багарякское сельское поселение

д. Нижняя

1. Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

2. Стелла героям Гражданской войны

3. Комсомольское кладбище

д. Новая

1. Комсомольское кладбище

2. Памятный знак воинам ВОВ

3. Памятник, погибшим в ВОВ

д. Чекурова

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Серкино

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Акчакуль

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Иксаново

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Кумкуль

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Усманово

1. Памятный знак воинам ВОВ

 

Халитовское сельское поселение

д. Халитово

1. Бюст Героя Советского Союза Барыя Султанова

2. Памятник воинам ВОВ

3. Бюст Героя соц. труда И.Г. Королева

д. Аширово

1. Памятник 1-ым комсомольцам деревни

2. Памятник воину-победителю в ВОВ

3. Скульптура "Моим предкам"

4. Скульптура "Дева ашировская"

5. Скульптура "Шаман башкирский"

д. Мансурово

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Казакбаево

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Кунакбаево

1. Памятный знак воинам ВОВ

2. Мемориальная плита к 90-летию М. Хая

д. Баязитово

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Бурино

1. Памятный знак воинам ВОВ

 

Муслюмовское сельское поселение

с. Мюслюмово

1. Памятник-мемориал в честь воинов-земляков ВОВ

2. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ 1941-1945 г.г.

д. Курманово

1. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ 1941-1945 г.г.

2. Памятный камень в честь основателя рода Бикметовых

 

Новобуринское сельское поселение

с. Новобурино

1. Памятник-мемориал, погибшим в ВОВ 1941-1945 г.г.

 

Урукульское сельское поселение

п. Дружный

1. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

с. Урукуль

1. Памятник героя Гражданской войны

2. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

д. Тюляково

1. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

 

Куяшское сельское поселение

с. Большйо Куяш

1. Памятник борцам революции

2. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

3. Памятник воинам Гражданской войны

4. Бюст Герою Советского Союза Кашина Н.И.

д. Ибрагимово

1. Мемориальный комплекс, павшим в годы ВОВ

д. Малый Куяш

1. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

с. Караболка

1. Памятник борцам революции

 

Саринское сельское поселение

с. Сарино

1. Памятник павшим в ВОВ 1941-1945 г.г.

2. Памятник колхознику

3. Памятник В.И. Ленину

д. Аминево

1. Бюст Тимиргазина К.Р.

2. Памятный знак воинам ВОВ

д. Чебакуль

1. Памятный знак воинам ВОВ

д. Каинкуль

1. Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ

Объекты культурного наследия регионального значения, расположенные на территории Кунашакского муниципального района (археология)

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
1 Городище 960 31.08.1949 правый берег реки Караболки, нижу слияния её с рекой Усть-Караболкой нет нет

 


 

 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
2 Городище 960 31.08.1949 урочище Соляной брод, на берегу реки Караболки, ниже устья нет нет

 

 

В старину через реку шла дорога, по которой по деревням возили соль. Здесь Толмачёв обнаружил городище и три стоянки - Солянобродскую, «у обрыва», «у третьей пашни». В 1913 году на левом берегу Синары, на пахоте, геолог М.О. Клер нашёл восемь черепков эпохи поздней бронзы и три зуба животных.
Место, где находилось городище Солянобродское, я вычислил, но смотреть было нечего: вал и ров давно распахали, и трава по пояс. Подплываю к правому берегу, к пещере. В известняковом массиве три отверстия сходятся в одну камеру. В дыры свободно может пролезть человек. Длина карстовой полости метров восемь. Солянобродская пещера напоминает так называемые «Три пещеры» у города Каменска-Уральского.
Над пещерой, с вершины горы, красивый вид на долину реки Синары. Здесь позировал В.Я. Толмачёв. Он сфотографирован на фоне невысокого кургана в полувоенном обличье и неизменных яловых сапогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
3 Могильник курганный, состоящий из 46 насыпей 960 31.08.1949 200 м от с. Серкино, у оз. Маян нет нет
4 Стоянка 960 31.08.1949 1 км ниже д. Сигрян, на правом берегу р. Синары нет нет

 


№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
5 Городище "Матайкуль" 960 31.08.1949 у д. Новой, на правом берегу р. Синары, урочище "Матайкуль" нет нет

 

МатайкульЗубчатое, городище, археологический памятник. Находится в 4 км к Ю.-З. от пос. Нижняя Кунашак. р-на, в урочище Матайкуль, на прав. берегу р. Синары (на мысу треугольной формы, на выс. 25 м от уровня воды). Городище открыто в 1914 В. Я. Толмачёвым. В 1949— 92 трижды обследовалось разведочными отрядами различных эксп. Фортификационные сооружения представлены руинизир. крепостной стеной (валом) и фигурным рвом. Дугообразный вал (дл. 95 м, шир. по основанию 2,7— 3,5 м, выс. 0,3 м) расположен с напольной стороны. Ров (шир. 2,5—3,2 м) сохранился на глуб. 0,3—0,4 м, на осевой линии мыса под прямым углом поворачивает в напольную сторону, образуя на подходе к валу коридор (шир. 7—10 м, дл. 10 м). В 17 м к В. от входного коридора и в 13 м к 3. в конфигурации рва зафиксированы выступы, ограничивающие трапециевидные площадки (4,5—7,5x5 м — вост. и 4—7,5x6 м — зап.). На терр. (5 тыс. м2), защищ. рвом и валом,— 6 впадин различных размеров от ранее существовавших построек. Городище датировано ранним жел. веком (1 тыс. до н. э.), интерпретируется как памятник гороховской культуры, отличается оригинальной планировкой фортификационных сооружений и хорошей сохранностью культ. слоя.


 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
6 Городище 960 31.08.1949 1 км от д. Казакбаево, вниз по р. Караболке, на правом берегу нет нет

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
7 Нижнесинарское городище - 1 457 28.01.1999 2,5 км Ю с. Нижнее, правый берег р. Синара нет нет
8 Нижнесинарское городище - 2 457 28.01.1999 3,5 км ЮЮЗ с. Нижнее, правый берег р. Синара нет нет

 

Нижнесинарские городища, археологический памятники, располож. на прав. берегу р. Синары, в 2,5—4 км к Ю. от с. Нижнего Кунашак. р-на. Открыты В. Я. Толмачёвым (нач. 20 в.), В. А. Борзуновым (1977) и А. В. Епимаховым (1992). Расположены на высоком обрывистом (до 30 м) берегу, представлены 2 типами: береговые (Маленькое, Нижнесинарские 1 и 2) и мысовые (Матайкуль и Карино 3).

Нижнесинарское 1, городище с дуговидным пологим валом (выс. до 0,5 м, шир. основания 4—8 м), к-рый снабжен единств. проходом в вост. части. Площадка (13 тыс. м2) ограничена фортификационным сооружением. Следы строений отсутствуют.

Нижнесинарское 2 характеризуется значит. размерами (площадь ок. 30 тыс. м2) и простотой фортификации — невысокий дуговидный ров с единств. проходом в вост. части. В пределах площадки имеются 3 впадины (диаметр 3—8 м).


 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
9 Большеказакбаева могильник курганный - 2 457 28.01.1999 2 км С с. Большеказакбаева, правый берег р. Караболка нет нет

 

Находится в 2 км к северу от с. Большое Казакбаево на правом берегу р. Караболка. Насыпи диаметром около 30 м расположены вдоль береговой линии на протяжении более 300 м. памятник состоит из 17 курганов, их которых только один не распахивался (№ 1). Он был исследован летом этого года.
Насыпь кургана имела вид слабого округлого возвышения с уплощенной вершиной, диаметром около 16 м. Поверхность была хорошо задернована и покрыта высокой травой. Раскопки производились в соответствии с общепринятой методикой: вскрытие насыпи производилось вручную в рамках раскопа круглой формы и с оставлением взаимно-перпендикулярных бровок для определения стратиграфии. Насыпь состояла из темно-серого однородного грунта, насыпанного на погребенную почву толщиной около 20 см. Вокруг центральной могилы фиксировалась прослойка желтого суглинка.
В процессе снятия насыпи и погребенной почвы собрано большое количество кремневых отщепов и орудий, фрагментов керамики эпохи бронзы, кости животных. 

В пределах раскопа исследовано четыре объекта, два из которых были современными. Ко времени сооружения кургана относились ямы 1 и 2. Яма 1 расчищена в центре погребального сооружения. На уровне зачистки она имела прямоугольно-овальную форму, размеры 1.98х1.37 м. К дну яма сократила свои размеры и была глубиной около 1 м. Погребение полностью ограблено. Возможно, с центральной могилой были связаны обломки круглодонного сосуда с примесью талька, найденные в насыпи вблизи от ямы. Яма 2 находилась в 1м к западу от центральной могилы, имела прямоугольно-овальную форму и была ориентирована по линии С-Ю. Глубина ямы от уровня древней поверхности составляет 65-70 см. В пределах могилы собран довольно выразительный и разнообразный инвентарь. В среднем заполнении ямы обнаружен бронзовый скифский котел с обломанной в древности ножкой. Внутри него находились остатки шкуры животного, которой он, по всей видимости, был закрыт. Скорее всего, котел стоял на перекрытии, следы которого фиксировались в виде деревянного тлена. В СВ углу ямы были расчищены железные удила, В ЮВ углу - остатки колчана, состоявшего из 48 бронзовых стрел скифского типа и более чем 10 железных наконечников стрел. По сохранившимся остаткам колчана удалось установить, что его верхняя часть была сделана из тонкой кожи с коротким мехом, к которому снизу мелкими стежками была пришита полоса толстой кожи без ворса. Сам колчан состоял из нескольких карманов, из них три содержали только бронзовые наконечники стрел. Железные стрелы находились в двух других карманах. На дне могилы в средней части обнаружен сильно поврежденный железный кинжал длиной около 37 см, имевший обоюдоострый клинок, массивное перекрестье, прорезную рукоять и, вероятно, серповидной навершие. Кроме того, в могиле собраны две обоймы из светлого металла, крупная глазчатая бусина из синего стекла, бронзовый наконечник стрелы, железный колчанный крюк, а также отщепы и мелкие фрагменты керамики эпохи бронзы. На разных участках прослеживались древесные волокна от рухнувшего перекрытия и “пола”. Остатков погребенного не обнаружено, но могила не имееет следов ограбления, что позволяет считать ее погребением- кенотафом, когда для умершего на стороне воина сооружалась могила. 

По всей видимости, курган был оставлен представителями гороховской культуры, Он может быть датирован второй половиной 4-го - 3-м веками до н.э. и синхронизирован с Казакбаевскими городищами. Из кургана получен довольно представительный закрытый комплекс инвентаря, включающий один из наиболее крупных колчанных наборов лесостепного Зауралья и бронзовый котел, которые встречаются довольно редко. Все это ставит исследованный курган в число важнейших источников для изучения различных сторон культуры местного населения в скифскую эпоху.


 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
9 Малоказакбаевское городище 457 28.01.1999 0,3 км Ю д. Малоказакбаева, правый берег р. Караболка нет нет

 

Памятники у с. Малое Казакбаево были открыты в 1949 г. К.В.Сальниковым, который в 1951 г. провел на городище первые раскопки с целью определения времени обитания. Он исследовал одну из жилищных впадин и разрезал траншеей линию фортификации. Позднее памятники были поставлены под охрану НПЦ Челябинской области.
Городище находится в 300 м к югу от с. Малое Казакбаево на пологом мысу, образованном слиянием р.Караболка и руч.Канди-Елга. Обширные участки лиственного леса перемежаются здесь со степными участками. Укрепления представлены системой вал-ров-вал, ограничивающей восьмиугольную площадку городища диаметром около 50 м. Ширина стен по основанию составляла 3-6 м при высоте около 1 м. В углах многогранника прослеживались башеобразные выступы. В СЗ и ЮВ частях находились выходы сложной конструкции. Внутрення площадка имеет слабый рельеф из-за многочисленных нарушений. Вдоль вала прослеживаются слабые углубления жилищ. Раскопками (открытый лист на имя В.А.Булдашева) исследована юго- восточная часть городища, включая жилищную впадину, часть обороны, главный вход. Площадь раскопа - 230 кв.м. Методика раскопок предусматривала максимально осторожное отношение к слою, фиксацию стратиграфии и всех объектов. Горизонты снимались по 10 - 5 см. В ведении документации принимали участие студенты специализации. В ходе раскопок выявлены остатки наземной постройки, примыкавшей с внутренней стороны к валу обороны. Прямоугольная постройка площадью около 1 кв.м имела довольно неровный пол, прослеживаемый на уровне материка. Для ее сооружения был снят только верхний слой древнего дерна; с наружной стороны имелась небольшая завалинка. Судя по конфигурации и характеру содержимого, постройка была хозяйственным помещением, примыкавшим к исследованному ранее К.В. Сальниковым жилищу. Поверхность рядом с постройкой в древности была обнажена, отчего здесь фиксировался самый тонкий культурный слой. 

Серьезное внимание было уделено изучению оборонительной линии. Окружавший жилую площадку вал представлял собой довольно сложное дерево-земляное сооружение с башнями с обеих сторон от входа. Здесь культурный слой достигал максимальной толщины и был наиболее насыщен гумусом. Внутри фиксировались прослойки глины и покаленные линзы. С наружной стороны вала находился ров многоугольной формы, исследование которого позволяет его реконструировать как остатки довольно мощной стены из вертикально вкопанных бревен. С наружной стороны стена была укреплена валом, насыпанным из материкового слоя, содержащего большое количество речной гальки. Главный вход в городище был оформлен в виде разрыва в обороне и имел в ширину около 2-х м. При этом западный конец стены поворачивал внутрь площадки примерно на 60 градусов. В этом месте ров был наиболее глубоким. Стена была укреплена каменной кладкой и столбами, служившими, видимо, для крепления ворот. Другой конец стены был загнут в наружную сторону, создавая своего рода коридор, ведущий внутрь площадки городища. 

Насыщенность культурного слоя артефактами небольшая: собрано около двух тыс. единиц находок. Это керамика эпохи бронзы и раннего железного века, кости лошади, крупного рогатого скота, лося, пряслица, заготовки орудий труда и отходы производства. Судя по распределению находок, можно заключить, что первоначально мыс был заселен во второй половине 2-го тыс. до н.э. Позднее - в середине 1 тыс. до н.э. эдесь было построено городище, при этом остатки раннего слоя были почти полностью разрушены. Для строительства укрепления был снят дерн. Площадка была окружена высокой и довольно хорошо укрепленной стеной, в которой имелось два входа: с напольной стороны и со стороны реки. Слабая насыщенность слоя свидетельствует о коротком периоде использования укрепления, которое может быть интерпретировано как форт кочевников или как их летник. Вокруг городища обнаружены остатки круглых наземных построек временного характера. Форт был сооружен и эксплуатировался населением гороховской культуры, которая известна как культура полукочевых и кочевых скотоводов. Она в основном известна по крупным городищам, селищам и курганам. Впервые удалось исследовать памятник временного использования, что, как правило, почти не фиксируется археологическими средствами. Полученные материалы имеют большое значение для реконструкции модели экономики древнего населения Урала в первом тысячелетии до н.э. 


 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
10 Малоказакбаева - могильник курганный - 1 457 28.01.1999 0,35 - 0,45 км Ю д. Малоказакбаева, правый берег р. Караболка нет нет

 

 

 

Малоказакбаева, комплекс археологических памятников. Расположен в 0,3 км к Ю. от дер. М. Казакбаева Кунашак. р-на, на мысовидном выступе прав. берега р. Караболки. Состоит из городища, селища, курганного могильника и стоянки. Памятники выявлены и частично исследованы К. В. Сальниковым в нач. 1950-х гг., стационарные работы велись в 1998 эксп. Ин-та истории и археологии Урал. отделения РАН. Наиб. ранние находки (неолит — энеолит) обнаружены на стоянке, разруш. более поздними объектами. В бронз. веке площадка использовалась населением бархатовской культуры. В раннем жел. веке была возведена замкнутая система укреплений неправильной округлой формы (диаметр ок. 50 м) с 2 «входами» по линии С.— Ю. Тройная система укреплений (вал — ров — вал) сложной конфигурации снабжена 8 башнеобразными выступами; внутр. площадь застроена жилищами, располож. почти по окружности. В ходе раскопок сев.-вост. половины городища выявлено, что жилища представляют собой слабо углубл. котлованы прямоугольной формы с коридорообразными выступами. Основу их конструкций составляли опорные столбы. В центре каждого строения был очаг. Анализ находок и архитектуры позволяет отнести городище к гороховской культуре, датировать 5—3 вв. до н. э. В могильнике, располож. к Ю. от городища, исследовано 4 кургана (из 5). Часть погребений предположительно относится к средневековью.

 

 


№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
11 Большое Сигрянское городище 457 28.01.1999 1,5 км ЮЗ д. Карино, правый берег р. Синара нет нет
12 Среднее Сигрянское городище 457 28.01.1999 1,5 км ЮЗ д. Карино, правый берег р. Синара нет нет
13 Малое Сигрянское городище 457 28.01.1999 1,8 км ЮЗ д. Карино, правый берег р. Синара нет нет

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
14 Городище "Маленькое" 457 28.01.1999 3,5 км ЮЮЗ с. Нижнее, правый берег р. Синара нет нет

 

Маленькое расположено в границах Нижнесинарского 2 (внеш. облик оборонит. конструкций не исключает их разновременности). Имеет мощный вал и ров с напольной стороны, небольшую (ок. 100 м2) внутр. площадку.


№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
15 Кунашак - могильник курганный - 1 457 28.01.1999 2 км Ю с. Кунашак, северый берег оз. Кунашак, 0,3 км З рыбокоптильного цеха нет нет

 

 

Кунашак I, курганный могильник, археол. памятник. Находится в 1 км к С. от с. Кунашак, на дефиле оз. Уелги и Кунашак. Состоит из 4 курганов (выс. 0,5—1 м, диаметр 10— 12 м), располож. на уровне 1—1,5 м от уреза воды. Исследован курган диаметром 14 м, содержавший индивид. взрослое захоронение. Могильная яма (2,35x0,8 м) имитировала катакомбу. Погребенный, кости к-рого плохо сохранились из-за повыш. влажности (сказывается близость воды), был уложен на спине в вытянутой позе, головой на С.-С.-В.; культ. принадлежность не установлена из-за отсутствия керамики. Слева от тела расчищен жел. меч без навершия и перекрестия в дерев. ножнах, возле прав. кисти найдены 2 кольца из медной проволоки. Памятник датирован предположительно 1—2 вв. н. э. (ранний жел. век).

 


 

№ п/п Наименование объекта культурного наследия Номер документа о постановке ена гос. охрану

Дата постановки на гос. охрану

Место расположение Наличие охранных зон Наличие информационных надписей
16 Канзафарова-могильник курганный - 2 457 28.01.1999 1 км ССЗ д. Канзафарова, З берег оз. Уелги нет нет
17 Канзафарова-могильник курганный - 3 457 28.01.1999 1,3 км ССЗ д. Канзафарова, З берег оз. Уелги нет нет

 


 

Список выявленных объектов культурного наследия, расположенных натерритории Кунашакского муниципального района

 

 


 

№  

п/п

Наименование объекта Улица, № дома, местонахождение объекта
2 Канзафаровское городище Юго-западный берег оз. Уелги, 1,2 км к юго-востоку от д. Канзафарова
3 Канзафаровское селище (поселение) Юго-западный берег оз. Уелги, 1,5 км к юго-востоку от д. Канзафарова, в 0,2 км к западу от грунтовой дороги
4 Курганы у деревни Мурино Северный берег оз. Маян, восточная окраина деревни Мурино, 300 м к северо-востоку от д. Мурино
5 Курганы в урочище Торгак Левый берег р. Караболка, 3 км к западу от д. Татарская Караболка
6 Могильник Больше-Казакбаевский 1 Правый берег р. Караболка, 1,5 км к северу от д. Большая Казакбаева
7 Ново-буринское селище Правый берег р. Караболка, в центре с. Новобурино, у моста
8 Курганы у д. Чекурова Правый берег р. Караболка, 2 км к югу от д. Чекурова
9 Селище у д. Чекурова Правый берег р. Караболка, 1 км к северо-западу от д. Чекурова
10 Курганная группа у с. Усть-Багаряк Правый берег р. Синара, 1 км к югу от с. Усть-Багаряк, возле татарского кладбища
11 Селище (поселение) "Коровий язык" Правый берег р. Синара, 3 км к югуот с. Усть-Багаряк
12 Малоказакбаевский 2-ой курганный могильник Правый берег р. Караболка, 100 м к югу от д. Малая Казакбаева
13 Поселение Сарино 1 Северный берег оз. Калды, 0,8 км к западу-северо-западу от с. Сары
14 Поселение Бурино 1 Северный берег оз. Комкуль, 2 км к северо-западу от д. Бурино, в 100 м к западу от истока из озера
15 Курганный могильник Мансурова 1 2 км к юго-востоку от д. Мансурова, 40 км к югу от автодороги Мансурово-Тахталым
16 Селище (поселение) "Парка" д. Бурино, урочище "Парка"
17 Группа из трех земляных курганов у с. Муслюмово 0,2 км от восточной окраины с. Муслюмово, на возвышенности левого берега реки, в 150 м от нее

 


 

№ 

п/п

Наименование объекта Улица, № дома, местонахождение объекта
18 Новобуринский курганный могильник Северо-западная часть с. Новобурино (бывшая д. Большая Караболка), старая базарная площадь

 

Правый приток реки Синары, до десяти метров ширины, мелкая, быстрая, в устье имеет высокие, скалистые берега. В долине Караболки облик местности лесостепной, возле впадения в Синару имеется большой участок густого смешанного леса. Вода в реке для питья не пригодная с послевоенной поры, с появления «почтовых ящиков». Археологическое исследование реки Караболки, ограниченное сбором находок с поверхности и разведывательными раскопками, было проведено 

Gertvennoe mesto Novo-Burino min

в 1914 году В.Я. Толмачёвым. Им зарегистрирован ряд памятников в нижнем течении Караболки.
В советское время шире было поставлено изучение памятников эпохи бронзы - селищ и курганов «андроновской» этнокультурной общности. В 1948 году К.В. 

Сальников произвёл раскопки поселения Ново-Бурино площадью 14 тыс. кв. м., челябинский археолог раскопал также несколько курганов Больше-Караболкского и Ново-Буринского могильников.

В 90-е годы свердловские археологи исследовали Большеказакбаевский курганный могильник раннего железного века. Не так давно курганы гороховской культуры полностью раскопаны или снесены тракторами. В начале 50-х годов совхоз Буринский поставил на довольствие полувоенных работников оборонной сферы, разместившейся кое-где неподалёку. Московским было снабжение совхозного посёлка. Голодная округа постоянно навещала «хлебосольный» совхоз, но район посёлка Новобурино интересен и для научного изучения. Как видно, детальной археологической разведки здесь не проводилось. Выше посёлка Новобурино, у речной плотины, по правому берегу Караболки на площади 300 кв. м находятся камни-мегалиты.
Несколько мегалитов представляют собой вертикально поставленные глыбы извержённой породы высотой до 1,5 м, подтёсанные, округлые; другие- плоские плиты, образуют шатрообразные постройки; в трещинах, между плит залегает жирный на ощупь гумусный слой с фрагментами керамики «замараевского» типа, а также косточки животных, угольки. Рядом с культовым местом находятся два заплыва ям землянок.
О существовании на Урале древних мегалитических сооружений севернее города Челябинска сообщений не поступало. Отдельно стоящие камни - менгиры, каменные кольца - кромлехи, указывающее места погребений, характерны для степных районов Южного Зауралья. Сплошные каменные «выкладки» на могилах эпохи бронзы имеются на озёрах Челябинской области, например - Аргази, Урефты, Аллаки и др.
Небольшой камень устанавливали на средневековом кургане кочевника. Жертвенное место Новобуринское, состоящее из менгиров, дольмена и жертвенника, найденное мною в 2003 году, можно условно датировать «поздним андроном» - 8-7 вв. до н. э.


№ 

п/п

Наименование объекта Улица, № дома, местонахождение объекта
19 Могильник Уелги 2,5 км к северу от д. Канзафарова, на перешейке между озерами Уелги и Сайгерлы

 

Могильник «Уелги»,
Уникальное открытие сделали в Кунашакском районе сотрудники Археологического научного центра Челябинска. Ученые проводят исследование погребального комплекса Уелги, памятника, оставленного элитным кочевым союзом.
 
Описание
 — Этот могильник состоит из двух пластов, или горизонтов: нижний, более ранний, относится к IX веку, а верхний, поздний — к X-XI векам. В первом случае речь идет о так называемой башкиро-мадьярской эпохе, во втором — о кипчако-кимакском периоде, — пояснил руководитель экспедиции, доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. — Причем, если в раннем захоронении нам пришлось иметь дело с сожженными человеческими останками, то в позднем — со скелетированными. Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре. Проверить факт можно было бы с помощью ДНК-анализа, однако от сгоревших останков остались только зубы, но они сильно пострадали от огня.
 В целом, археологи склонны полагать, что кочевое население, о котором идет речь, имело отношение к формированию народностей Восточной Европы – хазаров, причерноморских булгар, дунайских мадьяр. Возможно, окажется, что народность, которой принадлежит захоронение в Кунашакском районе, – это мадьяры в так называемый период «обретения родины», то есть во время своей миграции в Карпатско-Дунайский бассейн. Известно, что в процессе своего движения мадьяры образовывали несколько областей, и одна из них находилась в пределах Урало-Волжского региона.
 Кстати, сотрудники Будапештского университета всерьез заинтересовались раскопками на Южном Урале, ведь речь, возможно,  идет об их предках. В 2010 году у уральских археологов гостили венгерские ученые и журналисты телекомпании «ТВ-Дунай».

История
 В культурном слое
 В 1984 году археологи уже проводили разведку на берегах соседних друг с другом озер Уелги и Сайгырлы, но тогда не удалось обнаружить древнее захоронение. Несколько лет назад группа поисковиков случайно наткнулась на могильный курган в тех местах. О находке они сообщили археологам, и в 2010-2011 годах были проведены раскопки на могильнике.
 В результате нынешних раскопок на Уелгах была собрана большая коллекция предметов: украшения для пояса и ремней конской узды (наконечники ремней, накладки, пряжки и бляхи разных типов), женские украшения (серьги, подвески), предметы вооружения (наконечники стрел, сабли, панцирные пластины), предметы быта (керамические сосуды, фрагменты ножей), кости животных…
 В одном из погребений была обнаружена железная сабля в деревянных ножнах, обернутых серебряной фольгой. Рукоять сабли, а также обоймы ножен украшены серебряными накладками с растительным орнаментом. Там же присутствовали остатки берестяного колчана украшенного серебряными бляшками и железные наконечники стрел. Сам погребенный был сожжен. Еще из одной могилы археологи подняли останки воина, железную сабля, наконечники стрел, серебряные украшения.
 Эти богатые находки свидетельствуют об «аристократическом» происхождении погребенных. Не вызывает сомнения, что все они были членами знатной уважаемой семьи. Мадьяры были кочевым народом, поэтому говорить о мадьярских поселенческих памятниках, а тем более об их «столице» крайне сложно. Поэтому могильник Уелги и вызывает такой повышенный интерес у ученых. 
 О расхитителях гробниц
 — Погребальные курганы на Уелгах были подвержены разграблению и в древнейшие времена, и в наши дни, — рассказывает археолог Елена Тидеман. — Пропагандируемое в СМИ «кладоискательство» сделалось в последнее время не только средством наживы, но и данью моде. Некоторые так называемые «любители родного края» ковыряются в местах, связанных с историей и археологией, для удовлетворения собственной любознательности, не понимая, что тем самым они уничтожают прошлое. Для науки ценен не предмет сам по себе, а понимание причины его нахождения в данном месте в определенном слое, в совокупности с другими артефактами. Вырванный из общего археологического контекста, древний предмет становится «случайной находкой» без четкой привязки к месту, времени, народу. Он обесценивается как исторический источник.
 Примечательно, что в древности подобные могильники подвергались разорению со стороны нового населения, приходящего на это место. Новые обитатели делали это не с корыстной, а, скорее, ритуальной целью. Разорение курганов означало разрыв, уничтожение корней предыдущего рода. Нередко вещи, хранившиеся в могиле, попросту разбрасывали по земле. Такая традиция существовала вплоть до XVIII века. Например, на Южном Урале захоронения размещали за стенами крепости на расстоянии выстрела. Делалось это для защиты от кочевников, которые могли надругаться над могилами.
 
Илья ПЕРЕСВЕТОВ,
фотографии с раскопок предоставлены Еленой ТИДЕМАН

№ 

п/п

Наименование объекта Улица, № дома, местонахождение объекта
20 Менгир у с. Муслюмово 0,2 км от восточной окраины с. Муслюмово, на возвышенности левого берега реки, в 150 м от нее, в 15 м от кургана №1 "Группы из трех земляных курганов у с. Муслюмово"

 

Менгиры, мегалитические памятники, древние культовые сооружения из крупных необработ. камней. На терр. степных районов Чел. обл. встречаются одиночные М. (вертикально вкопанные в землю камни) и аллеи М. Исследованы Черкасинская аллея менгиров, Наровчатская, Симбирская, Песчанская, Чека; одиночные М.— Система 8 (см. Система) и Утяганский; комплекс М. Шикуртау и одиночный М. Лебяжье у поселения Заря XI. По обнаруж. при раскопках фрагментам керамики и др. мат-лам М. датированы преим. эпохой поздней бронзы и отнесены к памятникам срубно-алакульской общности. Одиночные М. (выс. ок. 1 м над поверхностью земли), установл. вблизи поселений эпохи поздней бронзы, выделаны из гранито-гнейсовых пород. Аллеи М. расположены на склонах холмов в широтном или суб-широтном направлениях. Отд. М. достигают выс. до 1,2 м над дневной поверхностью. Предполагается связь аллей М. с культами поклонения степным духам. Об этом свидетельствует строгая ориентация аллей по сторонам света (структура Земли понималась древними народами как универсальная, основ. на системе 4 осн. направлений) и связь ряда аллей с наиб. выделяющимися сопками. М. устанавливались у подходившей к поселению дороги и обладали бинарной символикой: со стороны степи символизировали человеч. жилье, со стороны поселка — открывающуюся за ними степь. Пограничное расположение между человеч. жильем и окружающим его миром предопределило символич. значение М. как стражей, замыкающих границу и оберегающих жилище.

Дата публикации: 19 сентября, 2016 [11:14]
Дата изменения: 24 октября, 2016 [11:58]