- Новости
- Официальные визиты и рабочие поездки
- Интернет-приемная
- Обращения граждан
- Кадровое обеспечениие
- Фотогалерея
- Перечень официальных сайтов
- Туризм в районе
- Типовые условия использования открытых данных
- Список клубных учреждений
- Список библиотечных учреждений
- Сведения о доходах муниципальных служащих
- Сведения о доходах директоров
- Независимая оценка качества оказания услуг организации в сфере культуры в Кунашакском муниципальном районе
- Профилактика наркомании
- Профилактика терроризма и экстремизма
- Национальный проект «Культура»
- Муниципальная программа «Развитие культуры Кунашакского муниципального района на 2018-2020гг.
ИСТОРИЯ КУНАШАКСКОГО РАЙОНА
Герб Кунашака | Герб Кунашакского района | Флаг Кунашакского района |
История муниципального образования:
Кунашакский район
Эти места испокон были заселены зауральскими башкирами. С XVI века, среди них стали пришедшие из разгромленных Иваном Грозным Казанского ханства татары, мещеряки и тептяри. Сегодня тептяри и мещеряки называют себя татарами и башкирами. Русское население незначительно, проживает в селах Новобурино, Большом и Малым Куяше и др. Это башкирский национальный район.
После революции 1917 года Кунашакская волость входила в Аргаяшский кантон Башкирской АССР. В январе 1930 года кантоны были упразднены, и 20 августа того же года был образован Кунашакский район в составе Челябинского округа Уральской области.
Территория района тогда составляла
12 января 1965 года Кунашакский район был утвержден в современных границах.
Район находился на северо – востоке области, граничит на севере со Свердловской и Курганской областями. Западную часть занимает зауральская полуравнина-пенеплен, восточную – западно – Сибирская низменность.
Район лесостепной, один из самых озерных в крае. Наиболее крупные озера – Уелги, Айдыкуль, Тишки, Маян, Калды. Много болот. Реки – Караболка, Багаряк и Теча (частично).
«Вглубь истории».
Первые люди появились на берегах здешних рек и озер не позднее 12 тысяч лет назад. Это период позднего палеолита. Следы обитания людей этого времени обнаружены совсем рядом – Зотинском гроте на реке Багаряк. Небольшие родовые коллективы вели довольно подвижный образ жизни и не оставили после себя больших поселений, а лишь места кратковременных остановок, каким и является Зотинский грот, где найдены остатки кострищ, кости животных, немногочисленные каменные изделия.
Основой хозяйственной деятельности населения была охота. Загонным способом добывали диких лошадей и северных оленей.
Холодные степи с густым разнотравьем и многочисленными болотами, довольно суровый климат – таким было все южное Зауралье длительное время, но около 10 300 лет назад на планете резко повысилась температура. Климат стал мягче. Постепенно сформировались природные зоны, близкие современным.
В нашем крае раскинулись сосновые и березовые леса. Полностью исчезли мамонты, шерстистые носороги и другие животные ледникового периода. Так начался в истории человечества новый период – средний каменный век. Вся история Южного Зауралья в этот период была равномерно и густо населена. Памятник времени неолита изучен К.В. Сальниковым в большом Казакбаеве. Это было небольшое поселение охотников и рыболовов, так как были найдены кости диких животных (лось, медведь), рыбья чешуя, кремневые орудия труда. И кроме всего прочего, - около 400 фрагментов керамических сосудов.
В XIII веке на реке Багаряк найдены древнейшие медные рудники. В 1914 В.Я. Толмачев обследовал один из них, где разработки велись довольно примитивно: чтобы добыть руду, выкапывалась канава длиной и глубиной в несколько от 1-
Но впоследствии у племени эпохи бронзы появляется весь набор современных металлургов: и плавильные печи, и литейные формы, и плавильные чаши, и глиняные ложечки для разливки металла. Такие находки были обнаружены при исследовании К.В. Сальниковым поселения Ново-Бурино.
Для сооружения печи в земле выкапывалась квадратная яма 1x1 метр, дно и стенки обмазывались глиной, чтобы при плавке не произошло падения температуры; в яму ставился тигель с древесным углем и истолченной медной рудой, добавками. Над ямой возводился свод из кирпичиков также для увеличения и сохранения температуры. Оставалось только небольшое отверстие для сопла, через которое с помощью мехов в плавильную камеру подавался воздух. После плавки свод разбирался, тигель вынимался щипцами, а выплавленная бронза заливалась в каменную литейную форму. Отлитое изделие, возможно, и покрывалось. По крайне мере, на Ново-Буринском поселении вместе с глиняным соплом, кусками медной руды, плавильными чашами, бронзовым шилом найден и каменный молот с наковальней. Бронзовые изделия очень ценились – их могли ремонтировать или переплавлять, но никуда не выбрасывали.
Металлургия и металлообработка не были единственным занятием поселения бронзового века. Ведущую роль в хозяйстве, несомненно, играло скотоводство. На это указывает состав найденных на поселении костей: 94,6 % их принадлежат домашним животным.
Среди промысловых животных , кости которых встречены на Ново – Буринском поселении, - косуля, волк и бобр.
На нашей земле обитали скотоводы, земледельцы, металлурги на протяжении довольно длительного времени. Об этом свидетельствует кладбище, на котором они хоронили умерших. Могильник, где В.Я. Толмачев насчитал в 1914 году 75 курганов, сейчас уже разрушен домами и огородами. Только 3 кургана успел исследовать К.В. Сальников. По их материалам был реконструирован погребальный обряд жителей поселения Ново - Бурино.
Умерший должен был уйти в мир иной, в ту сторону, куда каждый вечер уходило верховое божество, источник жизни – Солнце (Агни). Умерший должен слиться с ним воедино. Путь к этому лежал через огонь (кремацию). Прах вместе с упокойной пищей и вещами (оружие, орудия труда, украшения) погребали в могиле, над которой возводился курган. В предоставлении древних людей земля мыслилась квадратом или кругом, или этими фигурами вписанными в друг друга. И круглый курган с прямоугольной могилой в центре был своеобразной моделью вселенной.
В лесостепи, на пограничных реках (Синара, Багаряк), разделявших миры кочевников степей и оседлых племен жителейлесов, возводятся своеобразные укрепленные поселения – городища.
Один тип городищ, найденных в Кунашакском районе, - береговые (Малое, Среднее и Большое Сигрянское городища). Они существовали с VI по III вв. до н.э. Валы выложены из суглинка со щебнем. Это городища с кольцевыми валами. Поверх валов возводились частоколы с земляной посыпкой внизу.
Другой тип городищ – мысовые (Мало-Казакбаевское, Большое Казакбаевское, Матайкуль) – существовал с V по III вв. до н.э. Они превосходят все уральские сложностью фортификации: городища имели форму многоугольника с башнеобразными выступами. Укрепления состояли на валу и рва.
Устойчивое равновесие в отношениях между кочевым и оседлым мирами было нарушено в IV веке до н.э.
Под давлением пришельцев с востока происходят значительные перемещения племен степи и лесостепи. В результате перегруппировки и смешения различных родов, местных и пришлых, и происходит окончательное формирование населения. которое впервые упомянуто в письменных источниках. Если раньше мы были вынуждены именовать население этого района условным наименованием, которое дали ему археологи, то теперь ситуация меняется.
До нас дошли сочинения древних авторов, в которых приводятся названия многих народов, живших на данной территории в середине 1-го тысячелетия до н.э. С конца IV века до н.э. местные племена в различных источниках фигурируют под названием сарматов, которые оставались полновластными хозяевами зауральских степей на протяжении почти целого тысячелетия.
Нигде в южном Приуралье и междуречье Волги и Дона не найдешь никаких следов и стоянок многообразного использования, которые принадлежали бы сарматам. Очевидно, юрта являлась универсальным жильем для этих мест – в ней прохладно летом и тепло зимой.
Единственным источником сведений о сарматах являются археологические раскопки курганов.
В подавляющем большинстве насыпи были земляными, небольшого диаметра, в пределах 8-
Погребение здесь совершено в неглубокой яме, имитирующий катакомбу. Погребенный мужчина лежал вытянуто на спине головой на север. Слева от покойного располагался длинный меч, справа в районе кисти найдены два бронзовых кольца. Меч двулезвийный, рукоять откована из одного куска железа с клинком. Судя по всему, рукоять была деревянной, как и ножны, следы которых остались на мече в виде деревянного тлена.
Способ ношения оружия реконструируется по фигуркам знаменитого Сапоговского клада, обнаруженного в 1900 году в деревне Сапогой близ реки Караболки. Клад состоял 12 бронзовых идолов (до нас дошли только 10), которые находятся сейчас в экспозиции Эрмитажа. Как видно по фигуркам, короткие мечи, и кинжалы прикреплялись к ноге с помощью охватывающих ее ремешков.
В 1895 году у деревни Муслюмово был найден клад золотых вещей, которые были отправлены на исследование в Эрмитаж. Находка вызвала легкий шок: это было первым археологическим свидетельством гуннского присутствия на Южном Урале. В IV веке н.э. по нашим степям с востока на запад, сметая различные культуры, разрушая привычные связи, прокатилось нашествие гуннов – тюркоязычных кочевников из Центральной Азии. Началась «эпоха великого переселения народов» Она ознаменовалась массовым передвижением различных племен Восточной Европы.
Внезапное и стремительное нашествие гуннов на запад в конце IV века н.э. вызвало смятение в цивилизованных кругах Римской империи и в варварской среде. Гунны безжалостно уничтожали все. В борьбе с гуннами решалась судьба многих народов; некоторые из них, потеряв самостоятельность, навсегда сошли с исторической арены. Под натиском пали многие города Боспорского царства.
Готский историк Иордан писал о вожде гуннов Аттиле: «Низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».
Первой жертвой гуннской экспансии были сарматы. Археологические памятники свидетельствуют о гибели сарматской культуры в IV веке н.э.
С приходом гуннов получает распространение своеобразное убранство коня. Кожаные ремни украшаются плоскими бляшками геометрических форм. В этой технике выполнены вещи Муслюмовского клада: золотая гривна, пряжка, накладки на ремни.
Под золотой лист мастер подковывал бронзовую основу, которая предохраняла украшение от вмятин. На лицевую сторону напаивались узкие золотые ленточки и в образовавшиеся гнезда вставлялись камни. Такие украшения делали ювелиры Боспора по заказу гуннсокй знати, и вещи Муслюмовского клада – боспорский импорт.
С эпохи великого переселения народов начался наименее изученный период нашего края. Данные письменных источников фрагменты, неконкретны, противоречивы, а накопление археологических материалов начато лишь в последние годы. Совсем недавно архологам был изучен могильник Граултры, который дал новые сведения об обитателях Кунашакского района, живших здесь в VIII-IX веках.
Вроде бы ничего особенного: обряд как обряд – в могилу укладывался умерший с мечом, колчаном, стрелами, с конской упряжью, посудой, украшениями. Далее яма закрывалась дощатым настилом и засыпалась землей. Такие могилы называются Грунтовыми, то есть они, в отличие от курганов, не видны на поверхности. Это делалось преднамеренно, чтобы уберечь умершего от «вторжения» извне, от грабителей. Но вот что интересно: все до одной могилы были вскрыты еще в древности и из них были извлечены останки. Причем, погребальный инвентарь остался в неприкосновенности. Грабители так не поступают. У археологов возникла одна версия: у племен, оставивших этот могильник, существовал очень сильный культ предков, и когда люди собирались покинуть эти места по какой-то причине, обычай обязывал их забрать с собой умерших сородичей.
Пока нельзя сказать определенно, кто здесь побывал. Одни источники говорят нам о мадьярах (предках современных венгров), другие – о ранних башкирах.
Первые письменные сведения о башкирах относятся к X веку. Башкиры занимались кочевым скотоводством. охотой, рыболовством и бортничеством.
На основе башкирских племен: бурзян, тангаурцев, уссурян, кынчаков, канлы и смешавшихся с ними некоторых финно-угорских родоплеменных групп – начала складываться башкирская народность.
Предания, легенды, сказы муниципального образования:
«Предание о камне»
В Сарино из поколения в поколение идет предание о камне. По башкирски называется «хынты – таш», по татарски «сынты – таш». На русский язык переводится как «кусок», «обломанный камень». Этот камень называют и «килен – таш», что переводится как «сноха камень». Этот камень стоит на берегу озера Калды, на склоне, примерно в
Говорят, что если на камень надеть платок, то он будет похож на сноху. Предки говорили, что этот камень – заколдованная и окаменевшая килен. Когда – то здесь, недалеко от озера, жили старуха со снохой. Килен каждый день ходила к озеру за водой. Однажды она ушла и долго не возвращалась. Старуха ждала – ждала ее и, не дождавшись, сказала: «Лучше там ты оставайся», Так плюнула три раза и сказала заклинание: «Килен, там булл». Так килен и осталась там.
Есть и вторая версия. Женщина идет к озеру, а сбоку - старик – мулла. Идут они крест-накрест друг другу. Мула шагает медленно, а женщина быстро. Женщина пересекла дорогу мулле, тем самым нарушив обычай. И мулла превратил ее в камень.
И еще одна версия. Жили на озере старик со старухой, и была у них дочка, которая была и капризная, и непослушная. В наказание превратили ее в камень.
Около килен-таш была райская красота. Потом построили около камня скотоферму. Один тракторист столкнул килен – таш с горы, камень скатился со склона, отломилась его половина. И с тех пор там и стоит этот хынты – таш – «обломанный камень».
«Ключ «Кашкур»»
Продвижение русских людей на земли башкир, колонизация и покупка земель за бесценок продолжалась и в VIII веке.
На юго-западной части озера Суртаныш бьет и поныне из под земли родник, даря всем чистейшую ледяную воду. Есть у ключа название - «Кашкур шишмэхе». Почему он именно так называется?
Существует предание о том, что один русский человек, судя по всему, состоятельный, купил возле озера Суртаныш землю и основал заимку для летнего проживания. Неподалеку, в овраге, вырыл неглубокую яму, со дна которой и забил ключ с чистой холодной водой. Этот человек обложил ключ двумя рядами сруба. Он обрел вид колодца.
Существует версия, что, возможно, фамилия того русского человека была Кашкуров. Вот и назвали его именем ключ, который пользуется все, кто приезжает или проходит к озеру отдохнуть и искупаться.
«Поле «Кара-Айгыр»
Легенда гласит о том, что деревенские конокрады часто похищали лучших коней и лошадей у местных баев и русских поселенцев, а прятали их в лесу близ поля, названного «Кара-айгыр». Это неподалеку от Сарыкульмяка.
Однажды двое русских, потерявшие своих коней, приехали к одному из жителей деревн, зная его как конокрада. Зашли к нему домой, а он в это время совершал вечерний намаз, и присутствовал при этом его сын. Пришедшие обратились с просьбой вернуть украденных коней в уверенности, что похитил животных именно он.
Хозяин дома, умудрившись не прерывать намаз, сделал знак сыну. чтобы тот незаметно через заднюю калитку выгнал краденых коней к дальнему полю. Завершив обряд моления, он выслушал пришедших и сказал, что спрашиваемых черного жеребца (кара – айгыр) и других коней у него нет, и он знать ничего не знает. И ушли из его дома пришельцы ни с чем. А то поле с тех пор и стали называть – «Кара – айгыр».
Дата изменения: 03 марта, 2021 [10:41]