Доступная среда

Баннерная сеть

 

 

 

ИСТОРИЯ КУНАШАКСКОГО РАЙОНА

Герб Кунашака Герб Кунашакского района Флаг Кунашакского района

 

Щит вилообразно разделён зеленью, лазурью и золотом. В почётном месте - золотой бутон тюльпана.
 
Герб Кунашакского района в соответствии с Законом Челябинской области от 27 декабря 2001 г. № 64-ОЗ «О гербе Челябинской области», может воспроизводиться в двух равно допустимых версиях:
 
•с вольной частью - четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба Кунашакского района с воспроизведёнными в нем фигурами из малого герба Челябинской области;
•без вольной части.
 
Обоснование символики герба
В основу герба Кунашакского района положена легенда о возникновении районного центра - села Кунашак.
 
«Шёл караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал сказал: «Куначаг-быз! Здесь переночуем!».
 
Проснулся аксакал рано. Видит - в голубом тумане человек по воде идёт. Бешмет голубой, сапоги голубые, шапка на голове голубая. Голубой камышинкой к берегу рыб подгоняет. «Доброго здоровья, сосед, - говорит голубой человек, - прими от сердца рыбу из озера».
Поблагодарил аксакал голубого человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг-быз! Здесь переночуем!».
 
Проснулся аксакал рано. Пошёл в лес. Видит - из тумана зелёный человек выходит. В руках корзину ягод душистых несёт. Бешмет на человеке зелёный, сапоги зелёные, шапка на голове зелёная. «Доброго здоровья, сосед, - говорит зелёный человек, - прими от сердца ягод из наших лесов».
Поблагодарил аксакал зелёного человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем!».
 
Проснулся аксакал рано. В поле пошел. Видит - из тумана золотой человек выходит. В руке золотые колосья несёт. Бешмет на человеке золотой, сапоги золотые, на голове шапка золотая. «Доброго здоровья, сосед, - говорит золотой человек, - прими от сердца хлебные колосья золотые».
Поблагодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг-быз! Еще здесь переночуем!». Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые. Вот и стали эту землю обживать, Кунашаком называть».
 
Почётное место в гербе занимает тюльпан, олицетворяющий красоту, духовность, любовь и аллегорически показывает, что главным богатством и достояниемКунашакского района являются его жители - добрые и приветливые соседи, представители разных национальностей.
 
Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.
Зелёная часть герба аллегорически показывает лесные богатства района.
Зелёный цвет символизирует жизнь, изобилие, возрождение.
Лазоревая часть герба показывает Кунашакский район как один из самых богатых в области озёрами.
Лазоревая часть герба показывает также и географическое расположение Кунашакского района на берегу одноименного озера.
Лазурь символизирует славу, честь, верность, искренность.

 

 

История муниципального образования:

Кунашакский район

Эти места испокон были заселены зауральскими башкирами. С XVI века, среди них стали пришедшие из разгромленных Иваном Грозным Казанского ханства татары, мещеряки и тептяри. Сегодня тептяри и мещеряки называют себя татарами и башкирами. Русское население незначительно, проживает в селах Новобурино, Большом и Малым Куяше и др. Это башкирский национальный район.

После революции 1917 года Кунашакская волость входила в Аргаяшский кантон Башкирской АССР. В январе 1930 года кантоны были упразднены, и 20 августа того же года был образован Кунашакский район в составе Челябинского округа Уральской области.

Территория района тогда составляла 3 563 кв. м., имелось 18 национальных сельских Советов, население насчитывало 55 801 человек. По национальному составу башкир было 17 056, а татар 291, мишар -28 903, русских 9 482 и т.д.  При образовании в 1943 Челябинской области района вошел в ее состав. 1 февраля 1963 года был образован Кунашакский сельский район, в него была дополнительно включена территория Каслинского района.

12 января 1965 года Кунашакский район был утвержден в современных границах.

Район находился на северо – востоке области, граничит на севере со Свердловской и Курганской областями. Западную часть занимает зауральская полуравнина-пенеплен, восточную – западно – Сибирская низменность.

Район лесостепной, один из самых озерных в крае. Наиболее крупные озера – Уелги, Айдыкуль, Тишки, Маян, Калды. Много болот. Реки – Караболка, Багаряк и Теча (частично).

«Вглубь истории».

Первые люди появились на берегах здешних рек и озер не позднее 12 тысяч лет назад. Это период позднего палеолита. Следы обитания людей этого времени обнаружены совсем  рядом – Зотинском гроте на реке Багаряк. Небольшие родовые коллективы вели довольно подвижный образ жизни и не оставили после себя больших поселений, а лишь места кратковременных остановок, каким и является Зотинский грот, где найдены остатки кострищ, кости животных, немногочисленные каменные изделия.

Основой хозяйственной деятельности населения была охота. Загонным способом добывали диких лошадей и северных оленей.

Холодные степи с густым разнотравьем и многочисленными болотами, довольно суровый климат – таким было все южное Зауралье длительное время, но около 10 300 лет назад на планете резко повысилась температура. Климат стал мягче. Постепенно сформировались природные зоны, близкие современным.

В нашем крае раскинулись сосновые и березовые леса. Полностью исчезли мамонты, шерстистые носороги и другие животные ледникового периода. Так начался в истории человечества новый период – средний каменный век. Вся история Южного Зауралья в этот период была равномерно и густо населена. Памятник времени неолита изучен К.В. Сальниковым в большом Казакбаеве. Это было небольшое поселение охотников и рыболовов, так как были найдены кости диких животных (лось, медведь), рыбья чешуя, кремневые орудия труда. И кроме всего прочего, - около 400 фрагментов керамических сосудов.

В XIII веке на реке Багаряк найдены древнейшие медные рудники. В 1914 В.Я. Толмачев обследовал один из них, где разработки велись довольно примитивно: чтобы добыть руду, выкапывалась канава длиной и глубиной в несколько от 1-10 метров. Руда доставалась в сыром виде и там плавилась. Надо заметить, что на первых этапах знакомства с медью люди не строили особых плавильных печей: для выплавки меди из руды необходима температура 1 056 градусов, а такая температура может возникнуть в глубине большого костра под толщей раскаленных углей.

Но впоследствии у племени эпохи бронзы появляется весь набор современных металлургов: и плавильные печи, и литейные формы, и плавильные чаши, и глиняные ложечки для разливки металла. Такие находки были обнаружены при исследовании К.В. Сальниковым поселения Ново-Бурино.

Для сооружения печи в земле выкапывалась квадратная яма 1x1 метр, дно и стенки обмазывались глиной, чтобы при плавке не произошло падения температуры; в яму ставился тигель с древесным углем и истолченной медной рудой, добавками. Над ямой возводился свод из кирпичиков также для увеличения и сохранения температуры. Оставалось только небольшое отверстие для сопла, через которое с помощью мехов в плавильную камеру подавался воздух. После плавки свод разбирался, тигель вынимался щипцами, а выплавленная бронза заливалась в каменную литейную форму. Отлитое изделие, возможно, и покрывалось. По крайне мере, на Ново-Буринском поселении вместе с глиняным соплом, кусками медной руды, плавильными чашами, бронзовым шилом найден и каменный молот с наковальней. Бронзовые изделия очень ценились – их могли ремонтировать или переплавлять, но никуда не выбрасывали.

Металлургия и металлообработка не были единственным занятием поселения бронзового века. Ведущую роль в хозяйстве, несомненно, играло скотоводство. На это указывает состав найденных на поселении костей: 94,6 % их принадлежат домашним животным.

Среди промысловых животных , кости которых встречены на Ново – Буринском поселении, - косуля, волк и бобр.

На нашей земле обитали скотоводы, земледельцы, металлурги на протяжении довольно длительного времени. Об этом свидетельствует кладбище, на котором они хоронили умерших. Могильник, где В.Я. Толмачев насчитал в 1914 году 75 курганов, сейчас уже разрушен домами и огородами. Только 3 кургана успел исследовать К.В. Сальников. По их материалам был реконструирован погребальный обряд жителей поселения Ново - Бурино.

Умерший должен был уйти в мир иной, в ту сторону, куда каждый вечер уходило верховое божество, источник жизни – Солнце (Агни). Умерший должен слиться с ним воедино. Путь к этому лежал через огонь (кремацию). Прах вместе с упокойной  пищей и вещами (оружие, орудия труда, украшения) погребали в могиле, над которой возводился курган. В предоставлении древних людей земля мыслилась квадратом или кругом, или этими фигурами вписанными в друг друга. И круглый курган с прямоугольной могилой в центре был своеобразной моделью вселенной.

В лесостепи, на пограничных реках (Синара, Багаряк), разделявших миры кочевников степей и оседлых племен жителейлесов, возводятся своеобразные укрепленные поселения – городища.

Один тип городищ, найденных в Кунашакском районе, - береговые (Малое, Среднее и Большое Сигрянское городища). Они существовали с VI по III вв. до н.э. Валы выложены из суглинка со щебнем. Это городища с кольцевыми валами. Поверх валов возводились частоколы с земляной посыпкой внизу.

Другой тип городищ – мысовые (Мало-Казакбаевское, Большое Казакбаевское, Матайкуль) – существовал с V по III вв. до н.э. Они превосходят все уральские сложностью фортификации: городища имели форму многоугольника с башнеобразными выступами. Укрепления состояли на валу и рва.

Устойчивое равновесие в отношениях между кочевым и оседлым мирами было нарушено в IV веке до н.э.

Под давлением пришельцев с востока происходят значительные перемещения племен степи и лесостепи. В результате перегруппировки и смешения различных родов, местных и пришлых, и происходит окончательное формирование населения. которое впервые упомянуто в письменных источниках. Если раньше мы были вынуждены именовать население этого района условным наименованием, которое дали ему археологи, то теперь ситуация меняется.

До нас дошли сочинения древних авторов, в которых приводятся названия многих народов, живших на данной территории в середине 1-го тысячелетия до н.э. С конца IV века до н.э. местные племена в различных источниках фигурируют под названием сарматов, которые оставались полновластными хозяевами зауральских степей на протяжении почти целого тысячелетия.

Нигде в южном Приуралье и междуречье Волги и Дона не найдешь никаких следов и стоянок многообразного использования, которые принадлежали бы сарматам. Очевидно, юрта являлась универсальным жильем для этих мест – в ней прохладно летом и тепло зимой.

Единственным источником сведений о сарматах являются археологические раскопки курганов.

В подавляющем большинстве насыпи были земляными, небольшого диаметра, в пределах 8-20 метров, основная часть 8-15 метров. Высота их тоже невелика – от 0,15 до одного метра. Не был исключением и курган №1могильника Кунашак 1.

Погребение здесь совершено в неглубокой яме, имитирующий катакомбу. Погребенный мужчина лежал вытянуто на спине головой на север. Слева от покойного располагался длинный меч, справа в районе кисти найдены два бронзовых кольца. Меч двулезвийный, рукоять откована из одного куска железа с клинком. Судя по всему, рукоять была деревянной, как и ножны, следы которых остались на мече в виде деревянного тлена.

Способ ношения оружия реконструируется по фигуркам знаменитого Сапоговского клада, обнаруженного в 1900 году в деревне Сапогой близ реки Караболки. Клад состоял 12 бронзовых идолов (до нас дошли только 10), которые находятся сейчас в экспозиции Эрмитажа. Как видно по фигуркам, короткие мечи, и кинжалы прикреплялись к ноге с помощью охватывающих  ее ремешков.

В 1895 году у деревни Муслюмово был найден клад золотых вещей, которые были отправлены на исследование в Эрмитаж. Находка вызвала легкий шок: это было первым археологическим свидетельством гуннского присутствия на Южном Урале. В IV веке н.э. по нашим степям с востока на запад, сметая различные культуры, разрушая привычные связи, прокатилось нашествие гуннов – тюркоязычных  кочевников из Центральной Азии. Началась «эпоха великого переселения народов» Она ознаменовалась массовым передвижением различных племен Восточной Европы.

Внезапное и стремительное нашествие гуннов на запад в конце IV века н.э. вызвало смятение в цивилизованных кругах Римской империи и в варварской среде. Гунны безжалостно уничтожали все. В борьбе с гуннами решалась судьба многих народов; некоторые из них, потеряв самостоятельность, навсегда сошли с исторической арены. Под натиском пали многие города Боспорского царства.

Готский историк Иордан писал о вожде гуннов Аттиле: «Низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».

Первой жертвой гуннской экспансии были сарматы. Археологические памятники свидетельствуют о гибели сарматской культуры в IV веке н.э.

С приходом гуннов получает распространение своеобразное убранство коня. Кожаные ремни украшаются плоскими бляшками геометрических форм. В этой технике выполнены вещи Муслюмовского клада: золотая гривна, пряжка, накладки на ремни.

Под золотой лист мастер подковывал бронзовую основу, которая предохраняла украшение от вмятин. На лицевую сторону напаивались узкие золотые ленточки и в образовавшиеся гнезда вставлялись камни. Такие украшения делали ювелиры Боспора по заказу гуннсокй знати, и вещи Муслюмовского клада – боспорский импорт.

С эпохи великого переселения народов начался наименее изученный период нашего края. Данные письменных источников фрагменты, неконкретны, противоречивы, а накопление археологических материалов начато лишь в последние годы. Совсем недавно архологам был изучен могильник Граултры, который дал новые сведения об обитателях Кунашакского района, живших здесь в VIII-IX веках.

Вроде бы ничего особенного: обряд как обряд – в могилу укладывался умерший с мечом, колчаном, стрелами, с конской упряжью, посудой, украшениями. Далее яма закрывалась дощатым настилом и засыпалась землей. Такие могилы называются Грунтовыми, то есть они, в отличие от курганов, не видны на поверхности. Это делалось преднамеренно, чтобы уберечь умершего от «вторжения» извне, от грабителей. Но вот что интересно: все до одной могилы были вскрыты еще в древности и из них были извлечены останки. Причем, погребальный инвентарь остался в неприкосновенности. Грабители так не поступают. У археологов возникла одна версия: у племен, оставивших этот могильник, существовал очень сильный культ предков, и когда люди собирались покинуть эти места по какой-то причине, обычай обязывал их забрать с собой умерших сородичей.

Пока нельзя сказать определенно, кто здесь побывал. Одни источники говорят нам о мадьярах (предках современных венгров), другие – о ранних башкирах.

Первые письменные сведения о башкирах относятся к X веку. Башкиры занимались кочевым скотоводством. охотой, рыболовством и бортничеством.

На основе башкирских племен: бурзян, тангаурцев, уссурян, кынчаков, канлы и смешавшихся с ними некоторых финно-угорских родоплеменных групп – начала складываться башкирская народность.

 

Предания, легенды, сказы муниципального образования:

 «Предание о камне»

 

В Сарино из поколения в поколение идет предание о камне. По башкирски называется «хынты – таш», по татарски «сынты – таш». На русский язык переводится как «кусок», «обломанный камень». Этот камень называют и «килен – таш», что переводится как «сноха камень». Этот камень стоит на берегу озера Калды, на склоне, примерно в 20 метрах от берега. Стоит уже несколько столетий. От поколения в поколение передается легенда о нем.

Говорят, что если на камень надеть платок, то он будет похож на сноху. Предки говорили, что этот камень – заколдованная и окаменевшая килен. Когда – то здесь, недалеко от озера, жили старуха со снохой. Килен каждый день ходила к озеру за водой. Однажды она ушла и долго не возвращалась. Старуха ждала – ждала ее и, не дождавшись, сказала: «Лучше там ты оставайся», Так плюнула три раза и сказала заклинание: «Килен, там булл». Так килен и осталась там.

Есть и вторая версия. Женщина идет к озеру, а сбоку - старик – мулла. Идут они крест-накрест друг другу. Мула шагает медленно, а женщина быстро. Женщина пересекла дорогу мулле, тем самым нарушив обычай. И мулла превратил ее в камень.

И еще одна версия. Жили на озере старик со старухой, и была у них дочка, которая была и капризная, и непослушная. В наказание превратили ее в камень.

Около килен-таш была райская красота. Потом построили около камня скотоферму. Один тракторист столкнул килен – таш с горы, камень скатился со склона, отломилась его половина. И с тех пор там и стоит этот хынты – таш – «обломанный камень».

 

«Ключ «Кашкур»»

 

Продвижение русских людей на земли башкир, колонизация и покупка земель за бесценок продолжалась и в VIII веке.

На юго-западной части озера Суртаныш бьет и поныне из под земли родник, даря всем чистейшую ледяную воду. Есть у ключа название - «Кашкур шишмэхе». Почему он именно так называется?

Существует предание о том, что один русский человек, судя по всему, состоятельный, купил возле озера Суртаныш землю и основал заимку для летнего проживания. Неподалеку, в овраге, вырыл неглубокую яму, со дна которой и забил ключ с чистой холодной водой. Этот человек обложил ключ двумя рядами сруба. Он обрел вид колодца.

Существует версия, что, возможно, фамилия того русского человека была Кашкуров. Вот и назвали его именем ключ, который пользуется все, кто приезжает или проходит к озеру отдохнуть и искупаться.

 

«Поле «Кара-Айгыр»

 

Легенда гласит о том, что деревенские конокрады часто похищали лучших коней и лошадей у местных баев и русских поселенцев, а прятали их в лесу близ поля, названного «Кара-айгыр». Это неподалеку от Сарыкульмяка.

Однажды двое русских, потерявшие своих коней, приехали к одному из жителей деревн, зная его как конокрада. Зашли к нему домой, а он в это время совершал вечерний намаз, и присутствовал при этом его сын. Пришедшие обратились с просьбой вернуть украденных коней в уверенности, что похитил животных именно он.

 

Хозяин дома, умудрившись не прерывать намаз, сделал знак сыну. чтобы тот незаметно через заднюю калитку выгнал краденых коней к дальнему полю. Завершив обряд моления, он выслушал пришедших и сказал, что спрашиваемых черного жеребца (кара – айгыр) и других коней у него нет, и он знать ничего не знает. И ушли из его дома пришельцы ни с чем. А то поле с тех пор и стали называть – «Кара – айгыр».

Дата публикации: 12 сентября, 2016 [10:31]
Дата изменения: 02 декабря, 2016 [12:53]